Внимание — словно палка, которой люди изредка потыкивают в пространство вокруг себя, чтобы составить представление о том, что их окружает. При этом нам кажется, что ушки у нас на макушке непрерывно, а между тем мы ведь даже не замечаем большую часть происходящего.

Интересно, слепым ребятам мозг тоже подсовывает ощущение, что их картина мира очень близка к полной?

Елена Наймарк

О «мигании внимания»

…В 1992 году нейрофизиологи открыли удивительное явление квантованности внимания <…> Опыт состоял в следующем: человеку показывали очень быстро сменяющиеся картинки, и часть картинок испытуемый просто не замечал. Незамеченные или пропущенные картинки следовали за предшествующими не более чем через полсекунды (0,2–0,5 с). Это явление получило название «мигание внимания». Оно сразу стало предметом изучения специалистов, занимающихся психологией познания.

На сегодняшний день в качестве одного из наиболее обоснованных объяснений явления мигания внимания приводится ограниченность ресурсов головного мозга — тех ресурсов, которые вовлечены в переброску новой информации в кратковременную память. Эту связь обнаружили, когда измеряли вызванные электропотенциалы затылочной области мозга, задействованной при формировании кратковременной памяти. В момент мигания внимания вызванный потенциал в этой области мозга не регистрировался, даже если стимул на самом деле был предъявлен…

…Опыт длился три месяца. В начале и в конце эксперимента нейрофизиологи определили, насколько сильно выражено у испытуемых мигание внимания. Для этого им предъявлялась серия зрительных стимулов — 19 букв, следующих одна за другой через 34 мс, на экране задерживались на 50 мс. В серию букв были вставлены две цифры, отстоящие одна от другой на «короткий» отрезок времени (336 мс) или на «длинный» (672 мс) — то есть между цифрами могло быть 3 буквы или 6 (короткий интервал находится в зоне мигания внимания, а длинный — вне ее). Кроме того, и у тех и у других в начале опыта и через три месяца измерили электропотенциал в затылочной области (так называемый вызванный потенциал P300)…

…И профессионалы и любители улучшили свои результаты фиксации внимания. В начале эксперимента примерно 60% и тех и других могли зафиксировать вторую цифру, следующую через короткое время. С точки зрения статистки это не слишком высокий результат, так как случайное называние второй цифры показало бы 50% распознавания. Вторую цифру, следующую за первой через длинный интервал, фиксировали около 70% любителей и 80% профессионалов. Здесь, конечно, сказался предыдущий опыт медитации. Через три месяца профессионалы (а они, напомним, медитировали по 10 часов в день) практически безошибочно определяли вторую цифру длинного интервала и на 80% вторую цифру короткого интервала. Любители, естественно, отстали от профессионалов: в среднем они только в 82% случаев смогли заметить вторую цифру длинного интервала и в 70% — вторую цифру короткого интервала. Статистический анализ указывает на малую значимость 70-процентного результата в данном случае, то есть он ненамного выше случайного называния второй цифры. Вызванный потенциал P300 в затылочной части у профессионалов за три месяца заметно изменился: уменьшилась его амплитуда. При этом чем сильнее испытуемый улучшил свои способности по распознаванию второго объекта, тем сильнее уменьшилась амплитуда сигнала. Электроэнцефалограмма у любителей осталась прежней…

…Между прочим, в этой статье дается ссылка на публикацию, в которой экспериментально показано, что компьютерные игры не хуже чем випассана тренируют внимание, снижая эффект мигания внимания…

Источник:

Елена Наймарк. Медитация улучшает внимание: доказано экспериментально // «Элементы большой науки»

Первоисточник:

Heleen A. Slagter, Antoine Lutz, Lawrence L. Greischar, Andrew D. Francis, Sander Nieuwenhuis, James M. Davis, Richard J. Davidson. Mental Training Affects Distribution of Limited Brain Resources // // PLoS Biology, 2007, 5(6): e138.

Карточка добавлена в картотеку 29 августа 2015 под номером 6